Как сделать катер своими руками: пошаговая инструкция

Мечтаете прокатиться по водной глади на собственном катере, но смущает высокая цена готовых моделей? Сделать небольшое судно для прогулок своими руками вполне реально даже для начинающего мастера. В нашей подробной инструкции расскажем, как шаг за шагом построить надежный катер из подручных материалов, обустроить его и спустить на воду.

Выбор проекта катера

Прежде чем браться за строительство, определитесь с основными параметрами будущего катера:

  • Длина и ширина. От этого зависят размеры всего корпуса.
  • Материал корпуса. Наиболее доступны и просты в обработке фанера, пластик или стеклопластик.
  • Тип двигателя. Возможны варианты с подвесным мотором или водометным движителем.

Для первой самостоятельной постройки лучше выбрать простой одноместный глиссер длиной 3-4 метра с фанерным корпусом и подвесным мотором.

Сборка корпуса лодки

Подготовка рабочего места и инструментов

Для создания катера своими руками вам потребуется:

  1. Помещение площадью от 20 кв.м. Лучше гараж или мастерская с хорошим освещением.
  2. Набор столярных и слесарных инструментов:
      дрель, лобзик, рубанок набор отверток и гаечных ключей угольник, уровень, рулетка
  3. Защитные средства: халат, перчатки, респиратор, защитные очки.

Подробный перечень всего необходимого инструмента указан в разделе 4 данной инструкции.

Материалы для катера прогулочного своими руками

Как сделать катер своими руками из фанеры?

Для фанерного корпуса вам потребуется:

  • Фанера влагостойкая 10-12 мм толщиной;
  • Саморезы, шурупы;
  • Эпоксидный клей;
  • Стеклоткань, стекломаты.

Остальные материалы, такие как стеклопластик, уретановый клей или система радиоуправления, могут понадобиться на следующих этапах сборки.

Глиссирование моторной лодки

Заготовка фанеры и раскрой деталей

Приступаем к раскрою заготовок из фанеры. Для начала на бумаге вычерчиваем теоретические размеры всех деталей согласно выбранному проекту катера. Затем переносим размеры на листы фанеры и приступаем к раскрою при помощи электролобзика или ножовки по металлу. Резать фанеру нужно в защитной маске, чтобы не вдыхать опилки и формальдегидную пыль. При раскрое возникает много обрезков, которые можно использовать для мелких деталей.

Сборка и склейка корпуса

Имея подготовленный комплект заготовок, сделать катер своими руками не составит труда. Сборка корпуса начинается с «заусеницы» — склеивания фанерных листов в единую заготовку нужной длины при помощи острого скоса и эпоксидки. Далее склеиваем детали между собой с помощью струбцин и эпоксидного клея, фиксируя нужные углы. Обязательно контролируем ровность и геометрию корпуса уровнем и угольником.

Усиление и герметизация швов

Перед отделкой корпус усиливаем стекломатами, которые ламинируются на эпоксидке и закрывают все стыки внутри корпуса. С внешней стороны швы дополнительно шпаклюются и герметизируются. После высыхания эпоксидки и шпаклевки корпус будет монолитным и водонепроницаемым.

Установка силовой системы

Для установки мотора на транцевую доску предварительно врезаются планширные болты. К ним крепится мотор при помощи транцевых тисков. Как сделать катер прогулочный своими руками водомет? В таком случае в днище врезается специальный туннель, куда монтируется гребной винт.

Отделка поверхностей

Финишные работы включают еще шпаклевание, грунтование и покраску корпуса. Лакокрасочные материалы для судовой отделки должны быть специальными, рассчитанными на влажную среду.

Оборудование катера

После завершения отделочных работ можно приступать к обустройству катера. Сюда входит:

  • Установка сидений и полов;
  • Монтаж приборов и оборудования;
  • Декорирование салона.

Обязательными к установке являются спасательный круг, якорь, весла, аптечка, огнетушитель.

Система управления движением

Для комфортного управления катером предусмотрена рулевая система, связанная тросами с мотором. Дополнительно можно сделать катер пульте дистанционного управления.

Обвес катера

Полезной опцией служит обвес - обшивка носовой и кормовой части фанерой для защиты набегающей воды. Аналогичную защиту можно сделать над ветровым стеклом.

Подготовка к спуску на воду

Перед первым спуском катера на воду нужно убедиться в работоспособности и герметичности всех систем, в первую очередь силовой установки и корпуса.

Техника безопасности при эксплуатации

При выходе в плавание нужно иметь спасжилет для каждого члена экипажа, а также средства связи и сигнализации для вызова помощи в случае необходимости.

Подготовка места для спуска

Перед непосредственным спуском катера на воду следует подготовить соответствующее место и принадлежности:

  • Найти пологий берег без камней и растительности;
  • Очистить дно от мусора и острых предметов;
  • Положить на дно коврик или резиновый коврик для предотвращения повреждений днища;
  • Подготовить страховочные стропы на случай опрокидывания катера.

Порядок спуска на воду

Спуск осуществляется в следующей последовательности:

  1. Устанавливаем катер на прицеп или тележку-слайдер.
  2. Спускаем на воду прицеп до плавучести катера.
  3. Медленно отцепляем страховочный трос прицепа, позволяя катеру самостоятельно лечь на воду.
  4. Отгоняем прицеп на берег и затаскиваем его наверх.

Обкатка на холостом ходу

Перед первым выходом нужно провести обкатку двигателя и всех систем на холостых оборотах в течение 15-20 минут. Это позволит проверить работоспособность и герметичность соединений.

Управление катером на воде

Управление осуществляется поворотом румпеля, который через систему тросов поворачивает подвесной мотор. Дополнительно можно установить штурвал или рукоятку газа для удобства.

Техника безопасности при движении

Скорость и траекторию всегда нужно выбирать с учетом окружающей обстановки на водоеме. При движении следует соблюдать дистанцию до других судов и купающихся людей во избежание несчастных случаев.

Выбор места для швартовки

После завершения испытательного заплыва нужно выбрать подходящее место для швартовки катера:

  • Желательно организовать собственный причал или пирс;
  • Возможно использование общественной пристани за плату;
  • Нужно исключить возможность повреждения катера волнами и течением.

Способы швартовки катера

Существует несколько вариантов надежного закрепления катера:

  1. Швартовка носом или кормой в зависимости от рельефа дна.
  2. Использование якоря с якорным концом.
  3. Причаливание между двумя плавучими буями.

Обслуживание катера после эксплуатации

После выхода в плавание обязательно требуется:

  • Промыть корпус и палубу пресной водой;
  • Проверить целостность конструкций и крепежа;
  • Подзарядить аккумуляторы (при наличии).

Хранение катера в межсезонье

На зимний период катер желательно поставить в теплое помещение, предварительно обработав антикоррозийными средствами. Другой вариант - укрытие брезентом с установкой стойки для проветривания внутренних полостей.

Транспортировка к месту эксплуатации

Перевозка небольшого катера возможна на трейлере за обычным легковым автомобилем при условии соблюдения габаритов и веса.

Выбор оптимальной скорости движения

Скоростной режим при эксплуатации катера нужно выбирать с учетом следующих факторов:

  • Технические характеристики силовой установки;
  • Состояние акватории и интенсивность судоходства;
  • Навыки и опыт судоводителя;
  • Наличие пассажиров на борту.

Рекомендуется начинать движение на малой скорости, постепенно увеличивая и оценивая поведение катера на воде.

Безопасный разворот и маневрирование

При необходимости развернуться нужно снизить скорость и осуществить поворот по дуге с большим радиусом, не допуская резких маневров и крена катера.

Штормовая безопасность катера

В случае ухудшения погоды следует без промедления направить катер к ближайшему укрытию, снизив скорость и двигаясь аккуратно против ветра и волны.

Действия в аварийной ситуации

При возникновении аварии, например при посадке на мель или столкновении, нужно остановить двигатель, оценить наличие течи и подать сигнал бедствия средствами из аварийного комплекта.

Завершение прогулки

По окончании прогулки катер швартуется в безопасном месте, далее выполняются процедуры по обслуживанию, указанные ранее.