Как правильно отрегулировать клапаны на "Ниве": инструкция по настройке
Регулировка клапанов - важнейшая процедура обслуживания двигателя внутреннего сгорания. От правильной работы клапанного механизма зависят мощность, расход топлива, ресурс двигателя и многое другое. В этой подробной инструкции мы расскажем, зачем, когда и как нужно регулировать клапаны на легендарной "Ниве".
1. Зачем нужна регулировка клапанов на "Ниве"
Клапанный механизм отвечает за впуск топливовоздушной смеси в цилиндры и выпуск отработавших газов. Клапана периодически открываются и закрываются в такт с движением поршня. Чтобы обеспечить герметичность, между тарелкой клапана и седлом должен быть небольшой зазор.
Со временем из-за трения и тепловых деформаций этот зазор нарушается. Чаще всего он увеличивается, и газы начинают просачиваться через неплотно закрытый клапан. Это ведет к падению мощности, ускоренному износу деталей двигателя и перерасходу топлива.
Поэтому регулировка клапанов на "Ниве" необходима:
- Для восстановления оптимальных зазоров, рекомендованных заводом-изготовителем
- При замене изношенных деталей клапанного механизма
- После длительной эксплуатации через каждые 10-15 тыс. км для компенсации износа
О необходимости регулировки сигнализируют такие признаки:
- Повышенный шум при работе двигателя
- Неровная работа на холостом ходу
- Потеря мощности и динамики разгона
- Повышенный расход топлива
Если вовремя не отрегулировать зазоры, это грозит выходом из строя клапанов, их привода, поршневой группы и других важных узлов.
2. Подготовка к регулировке клапанов "Нивы"
Перед началом работ необходимо подготовить все необходимое:
- Набор щупов (от 0,1 до 0,3 мм)
- Ключи рожковые на 13 и 17 мм
- Масленка и ветошь
- Лампа, лупа или очки для хорошей видимости
Двигатель должен быть полностью остывшим, иначе тепловое расширение металла не даст объективную картину. Также снимаются крышка головки блока, распредвал, форсунки. Делается это для облегчения доступа к клапанному механизму и вращения коленвала.
Далее устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ на такте сжатия и совмещаем метки на шкиве коленвала и крышке цепи:
При регулировке клапанов на "Ниве 21213" метки ставятся в положение "0", для "Нивы 2121" - по инструкции привода ГРМ конкретной модификации.
Только после этого можно контролировать зазор щупами и регулировать при необходимости.
3. Пошаговая инструкция регулировки
Итак, приступаем непосредственно к регулировке клапанов на "Ниве". Рассмотрим процесс на примере двигателя ВАЗ-21213.
- Устанавливаем зазоры впускных клапанов цилиндров 1 и 4. Для этого ослабляем контргайку ключом 17 мм и регулировочным болтом на 13 мм добиваемся легкого защемления щупа 0,15 мм.
- Проворачиваем коленвал ровно на 180° по часовой стрелке. Регулируем аналогично зазоры впускных клапанов 2 и 3 цилиндров.
- Снова поворачиваем на 180° и выставляем зазоры выпускных клапанов 1 и 4 цилиндров щупом 0,20 мм.
- И последний раз на 180° для выставления зазоров выпускных 2 и 3 клапанов.
Тип клапана | Зазор, мм |
Впускной | 0,15 |
Выпускной | 0,20 |
После регулировки всех клапанов затягиваем контргайки и запускаем двигатель. Если сохранился высокий шум, возможно, где-то зазоры остались слишком маленькими из-за деформации регулировочных винтов.
4. Проверка результатов регулировки
После завершения регулировки необходимо убедиться, что клапана на "Ниве" отрегулированы правильно. Для этого после запуска двигателя прослушиваем его работу на разных оборотах в течение нескольких минут.
Признаки неправильной регулировки:
- Стук или дребезжание на холостом ходу
- Неровная работа, «провалы» по оборотах
- Повышенный шум при разгоне
Если есть подозрения на неверную регулировку, необходимо выполнить процедуру повторно. Возможно, не до конца затянули контргайку или зазор оказался недостаточным.
5. Особенности при регулировке клапанов "Нивы" с инжекторным двигателем
На "Ниве" с инжекторным двигателем процедура регулировки клапанов практически не отличается. Основные моменты:
- Регулировочные болты клапанов здесь не резьбовые, а с эксцентриками
- Регулировка выполняется тем же порядком цилиндров и клапанов
- Зазоры ставятся щупом 0,15 мм для всех клапанов
Главное отличие в том, что коленвал проворачивается не на 180°, а на 90° или 120° в зависимости от модели. Обязательно изучите схему привода ГРМ вашего варианта "Нивы".
6. Тонкая настройка для повышения ресурса
Для увеличения ресурса двигателя рекомендуется после штатной регулировки чуть уменьшить зазоры выпускных клапанов до 0,18 мм вместо 0,2 мм.
Это позволит снизить утечки газов и задержит износ седел клапанов. Но слишком маленький зазор приведет к перекосам и заклиниванию клапанов, поэтому будьте аккуратны.
7. Сопутствующее техобслуживание
Раз уж пришлось частично разбирать двигатель "Нивы", рекомендуется выполнить дополнительные операции:
- Заменить масло и фильтр
- Проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в коромыслах клапанов
- Очистить сетчатый фильтр в масляном насосе
Это позволит максимально обновить и продлить ресурс вашего легендарного автомобиля.