На какой прицеп не нужна категория: правовые нормы, советы и рекомендации

Легковой прицеп – автотранспортное средство, не имеющее двигателя. Привести его в движение можно только при помощи сцепления с машиной. Вместе такой состав уже называется автопоездом. Возникает логический вопрос: какая категория нужна для прицепа легкового автомобиля и нужны ли вообще права для управления автопоездом?

Классификация

В зависимости от распределяемой нагрузки выделяют следующие виды:

  1. Прицеп, который можно присоединить к любому транспортному средству. В качестве соединительного элемента используется сцепной механизм и дышло. В этом случае весь вес прицепа приходится на колеса и несущую раму. Если такая модель имеет небольшой вес, то обычно не оснащается тормозной системой.
  2. Полуприцеп. Принцип тяги основан на сцепном шкворне и «седле». Нагрузка приходится на автомобиль, прицеп и само сцепное устройство. У полуприцепа обязательно должны присутствовать стойки для устойчивости конструкции.
  3. Роспуск. Эта конструкция объединяет в себе все преимущества предыдущих двух видов и используется у грузовиков-длинномеров.

Первый тип предназначен для легких грузов, и таким прицепом проще управлять. По второй классификации выделяют одноосные и двуосные прицепы. По третьей классификации выделяют:

  • легковые;
  • тяжеловесные;
  • самосвальные;
  • фургоны;
  • бортовые;
  • цистерны;
  • специальные.

Упомянутые в 3-й классификации прицепы могут оснащаться разными управляющими системами для тормозов.

какая категория нужна для прицепа легкового автомобиля

Тонкости управления

Перед покупкой водители задаются двумя основными вопросами: на какой прицеп не нужна категория и насколько просто управлять автопоездом?

В большинстве случаев при управлении автомобиля в сцепке с прицепом не возникает никаких проблем. Однако если в прицепе отсутствует груз, то управлять автопоездом намного сложнее. На удобство водителя влияет несколько факторов:

  • качество дорожного покрытия;
  • правильность распределения веса груза;
  • длина автопоезда;
  • погодные условия.

Передвижение автомобиля с прицепом правилами дорожного движения отнесено к категории повышенного риска. Поэтому в ряде случаев все же придется получать права.

Еще важный момент, о котором каждый водитель ТС с прицепом должен знать: скорость движения автопоезда не может быть выше 60 км/час. Если речь идет о грунтовых дорогах, то крайний порог скорости – 20 км/час. На автомагистралях допускается движение со скоростью 90 км/час, для обычных машин этот показатель составляет 110 км/час.

Что такое категория «Е»

Существует ошибочное мнение, что категория «Е» является специальной. На самом деле она всегда выступает в качестве приставки к основной категории, фактически являясь подкатегорией, если речь идет об автомобильном транспорте. Невозможно получить исключительно категорию «Е» и управлять автомобилем.

Полноценная категория «Е» существует для гусеничных тракторов, мощность которых превышает 25,7 кВт.

каким прицепом можно управлять при наличии категории В

Категория «ВЕ»

Такая пометка в правах водителя разрешает ему управление автопоездом в сцепке с прицепом, масса которого может превышать 750 кг. При этом необходимо соблюдать обязательное условие: общий суммарный вес автопоезда не может превышать 3,5 тонны. Это именно тот случай, когда нужна категория «Е» на легковой прицеп.

Для открытия этой категории придется пройти обучение, приобрести практические навыки и по итогу сдать экзамен, в результате чего выдается новое удостоверение. Следовательно, придется пройти медицинскую комиссию и собрать все документы, требуемые при получении новых прав.

Прицеп категории «В»

Есть вариант, чтобы не получать новые права, но все же пользоваться прицепом. Для этого он не должен весить более 750 кг. А автопоезд в целом не должен превышать 3500 кг. Сам автомобиль должен вмещать не больше 8 пассажиров, без учета водителя.

Ответ на вопрос, на какой прицеп не нужна категория «Е», - это именно вышеописанный случай. При соблюдении всех условий вполне хватит категории «В», что подтверждается нормами Постановления Правительства от 24.10.2014 года № 1097 и ФЗ № 196.

Разрешенная масса автоприцепа

Этот параметр всегда указывается в свидетельстве, подтверждающем прохождение регистрации и в ПТС. Максимальная или разрешенная масса – это фактический вес, который может вместить прицеп. Он является основным ориентиром для определения, можно с категорией «В» ездить с прицепом или нужно получать «Е».

Весовые категории автоприцепов:

  1. До 750 кг.
  2. От 750 до 3500 кг.
  3. От 3500 до 10 000 кг.
  4. Более 10 000 кг.

Первая категория не требует получения дополнительных категорий. Может использоваться при наличии прав «В», «С» и «Д». При этом не требуется учитывать вес самой машины.

При покупке тяжелого прицепа второй категории, придется получить права «Е». Однако тут есть оговорка. Если сам автомобиль будет тяжелее прицепа и общий вес автопоезда не будет превышать 3,5 тонны, то можно обойтись правами категории «В».

В остальных случаях придется пройти курсы и получить категории, в зависимости от веса прицепа: «СЕ», «ДЕ», «Д1Е» или «С1Е».

Всегда следует помнить, что в руководстве по эксплуатации машины указывается рекомендованный вес прицепа, и этим показателем нельзя пренебрегать.

с категорией в можно ездить с прицепом

Примеры расчетов

На самом деле рассчитать максимально допустимый вес и определиться, на какой прицеп не нужна категория, очень просто.

1. Если в ПТС указан разрешенный вес – 750 кг, то однозначно получать категорию «Е» не потребуется. При этом нет никакой зависимости от того, прицеп будет двуосным или одноосным.

2. Второй пример: масса машины составляет 750 кг, а прицепа 950 кг. В этом случае есть 2 основания для получения новой категории:

  • вес прицепа больше 750 кг;
  • масса автомобиля меньше веса машины.

3. Третий пример: автомобиль весит 2900 кг, а прицеп - 850 кг. Общий вес автопоезда составит 4600 кг. В этом случае придется получить категорию «ВЕ».

Категория «СЕ»

Условно разделить прицепы, для которых потребуется категория «СЕ», можно на 3 группы:

  1. Практически ничем не отличается от «ВЕ», но вес прицепа более 750 кг.
  2. Это так называемые «дальнобойные» прицепы, которые часто встречаются в составе фур. У них совершенно по-другому устроена система крепления и тормоза (как правило, пневматические).
  3. Прицепы, оборудованные фаркопом, или так называемые прицепы тракторного типа.

Обучение в двух последних случаях обойдется дорого, но зато дает возможность устроиться на высокооплачиваемую работу.

прицеп категории в

Категория «ДЕ»

Для ее открытия потребуется внушительный стаж работы, сам водитель не может быть младше 22 лет.

В этой категории находится 2 группы прицепов:

  • аналогичные тем, которые приобретаются для легковых транспортных средств, но имеют больший вес и грузоподъемность;
  • права получают водители автобусов-«гармошек».

Несмотря на то что в последнем случае автобус, состоящий из 2 частей, кажется единым ТС, юридически вторая часть «гармошки» является прицепом. Отсюда и вытекает необходимость в получении подкатегории.

нужна ли категория е

«Дом на колесах»

Туризм с трейлерами набирает обороты. В России есть что посмотреть, но сделать это хочется с максимальным комфортом. Тут же возникает вопрос: на какой прицеп не нужна категория? В случае с «домами на колесах» требования такие же, как и к обычным прицепам. Если его максимальная масса не превышает 750 кг, а общий допустимый вес автопоезда не превысит 3,5 т, то можно обойтись правами категории «В».

Однако при такой массе прицепа вряд ли можно говорить о каком-либо комфорте. Поэтому, чтобы действительно купить или взять в аренду удобный и практичный трейлер, придется получить подкатегорию «Е».

При использовании автодома, который сделан на базе микроавтобуса, не потребуется никаких дополнительных категорий, если общий вес ТС не будет превышать 3500 кг, а мест для пассажиров будет не более 8. В остальных случаях придется пройти обучение и сдать экзамен на права категории «С» или «Д».

Также следует помнить, что ПДД категорически запрещают перевозку пассажиров в салоне прицепа. Все люди должны находиться в салоне автомобиля, с соблюдением правил, предусмотренных для передвижения по дорогам. То есть пассажиры должны быть пристегнутыми, а дети находиться в автокреслах.

когда нужна категория е на легковой прицеп

Ответственность

Если водитель не захотел разбираться с вопросом, на какой прицеп не нужна категория и нарушил требования ПДД, то ему грозит административная ответственность.

Отсутствие категории «Е» и превышение общей допустимой массы автопоезда приравнивается к отсутствию прав. За такое нарушение полагается штраф в размере от 5000 до 15 000 рублей. Помимо этого, водителя отстраняют от машины, а прицеп отправляют на штрафплощадку. Все это повлечет за собой дополнительные траты, которые могут превысить даже верхнюю планку штрафа.

Водителям также следует помнить, что необходимо не только определиться с тем, нужна ли категория «Е» на легковой прицеп, но и ни в коем случае не перегружать автопоезд. Это может повлечь за собой взвешивание и административную ответственность за нарушение правил перевозки и буксировки. За это предусмотрен штраф в размере 500 рублей.

Правила оформления и использования

Независимо от того, какая категория прав нужна на прицеп, его еще необходимо зарегистрировать. Сделать это необходимо по месту жительства автовладельца. Для этого отводится 10 дней с момента приобретения прицепа. По результату рассмотрения заявки органы ГИБДД выдадут свидетельство и номерные знаки для прицепа.

В ПДД четко прописаны условия, при которых можно использовать прицеп:

  • в пути не должно быть ограничений по видимости;
  • сам прицеп не должен загораживать приборы освещения на машине, расположенные на задней части ТС;
  • в темное время суток на прицепе необходимо включать фонари;
  • прицеп не должен затруднять передвижение автотранспортного средства;
  • сам прицеп не должен нести угрозу загрязнения или повреждения дорожного полотна.

Желательно, чтобы полис ОСАГО содержал информацию не только об автомобиле, но и о прицепе (хотя это и не является обязательным условием).

какая категория прав нужна при ууправлении ТС с прицепом

Выезд за пределы страны

Если планируется поездка за пределы России с прицепом, то его придется застраховать. Несмотря на то что в РФ это не предусмотрено, в большинстве стран мира прицеп рассматривается как техника категории F1, так как она участвует в дорожном движении.

В остальном следует руководствоваться правилами, которые действуют на территории России. Не превышать допустимую массу автопоезда и при необходимости иметь соответствующую категорию прав. Дополнительно рекомендуется ознакомиться с требованиями страны, куда планируется поездка.